Статьи

Разделы статей:  
  • Горное дело (ГД) (3)
    Курс статей по горному делу.
    Авторские материалы наших преподавателей.

  • Пылегазовый режим (ПГР) (4)
    Самые опасные происшествия на шахтах происходят из-за сложных пылегазовых условий в выработках. В этом разделе собраны самые важные материалы, дающие представление об этих важных и опасных условиях на современных шахтах.
  • Технология очистных работ (ТОР) (8)
    В этом разделе вы можете ознакомиться с кратким курсом по технологии очистных работ угольной промышленности.
    Материалы, размещенные в этом разделе доступны вам для свободного использования при обязательном указании ссылки на наш сайт.
    Это станет вашей благодарностью и признательностью труда наших преподавателей, подготовивших материалы для вас.
    Материалы будут постоянно дополняться и корректироваться исходя из изменений технологий работы современных предприятий.

  • Технология проведения горных выработок (ТПГВ) (12)
    Технология проведения горных выработок, безусловно, является одной из основных тем подготовки профессиональных кадров для работы в шахтах и карьеры. Используемые материалы по этой теме позволяют сформировать у слушателей твердое понимание предмета и владение информацией.

ТПГВ 10.Ремонт, восстановление и погашение выработок

Ремонтом горной выработки называют работы по исправлению деформированной крепи, расширение сечения выработки, исправление профиля пути и его параметров, исправление водоотливной канавки.
Различают следующие виды ремонта: текущий (частичный), средний, капитальный и восстановление выработки (ликвидация завалов).
При текущем ремонте заменяют отдельные поломанные или деформированные рамы крепи или их элементы, затяжка, заделывают трещины или небольшие вывалы в монолитной крепи, выработки очищают от грязи, подсыпают балласт, устраняют дефекты рельсового пути, ремонтируют и очищают водоотливные канавки.

Способы частичного ремонта деревянной крепи.
Способы частичного ремонта деревянной крепи.
а – для замены сломанного верхняка стойки ремонтируемой рамы сшивают досками 2 со стойками соседних рам или подпирают их специальными упорами – вилками 1;
б - в неустойчивых породах сломанный верхняк заменяют под защитой забивной крепи;
в- при замене обеих стоек под верхняк подбивают две временные стойки 3(или ВК-7), а затем сломанные стойки заменяют новыми;
г- при замене одной сломанной стойки – одну временную стойку 3;
д- если установка временной стойки мешает движению транспорта – один конец лома 5 заводят под верхняк соседней рамы, а другой поднимают и прикрепляют скобой 4 к стойке ближайшей рамы;
е- если нужно заменить несколько стоек в соседних рамах – то верхняки ремонтируемых рам поддерживают временными стойками, подбитыми под прогон 6;
ж- для замены лежня в полной крепежной раме под верхняк ремонтируемой рамы устанавливают два коротких продольных прогона 6, опирающийся на временные стойки 3, затем временно удаляют стойки рамы, извлекают поломанный лежень, укладывают новый, устанавливают постоянные стойки, убирают короткие прогоны и расклинивают раму.

Негодные затяжки удаляют по одной, чтобы не допустить вывала породы. Заводят новые, забучивают пустоты.
Ремонт металлической крепи производят аналогично.
В бетонной крепи заделывают трещины и заменяют небольшие участки. Сильно деформированные участки удаляют и образовавшиеся окна заделывают бетоном или железобетоном.
При ремонте рельсового пути подтягивают болты на стыках, заменяют часть рельс, стрелок, шпал, перебивают костыли.
При среднем ремонте производят замену рам, установку промежуточных рам (арок), а так же поддирку почвы без перестилки рельсового пути.
При капитальном ремонте производят сплошную замену крепи, расширение поперечного сечения выработки, поддирку почвы с перестилкой рельсового пути, восстановление или проведение новой водосточной канавки. При замене удаляют струю крепь, выпускают породу, грузят её в вагонетки и устанавливают новую крепь. Если производят подрывку породы, то применят отбойные молотки, БВР, комбайны, поддирочные машины.
Все текущие ремонтные работы должны проводиться согласно мероприятий и правил безопасности.
Все остальные виды ремонта должны проводиться в соответствии с паспортом ремонта.

Поддирочная машина PSU 9000
Поддирочная машина PSU 9000

Поддирочная машина ПМ 1100
Поддирочная машина ПМ 1100

Меры безопасности.

Работы, связанные с ремонтом выработки, ремонтом крепи или перекрепке сопряжений выполняют не менее двух рабочих, которые должны быть ознакомлены под роспись с паспортом перекрепления выработки. Начинать работы необходимо в присутствии лица технического надзора.
Крепильщики должны осмотреть рабочее место, проверить качество вентиляции, замерить газ метан. При ремонтных работах в выработках с локомотивной откаткой должны быть выставлены световые сигналы и предупреждающие знаки «Ремонтные работы» на расстоянии тормозного пути, но не менее 80м в обе стороны от места работы.
Кабели и трубопроводы должны быть отсоединены от элементов крепи, уложены на почву и закрыты специальными настилами, чтобы предохранить их от механических повреждений.
В наклонных выработках, оборудованных бесконечной откаткой, ремонт крепи выполняется только после освобождения каната от вагонеток. Допускается оставлять вагонетки, предназначенные для ремонта, при условии их надежного закрепления, а в выработках с концевой откаткой, кроме того – прикрепления их к тяговому канату.

При оборудовании выработок конвейером должны быть приняты меры против случайного включения его в работу.
При угле наклона выработки свыше 18 градусов запрещается выполнять ремонтные работы более чем в одном пункте по её длине.
При проведении ремонтных работ в стволах, уклонах, бремсбергах запрещается подъем и перемещение по ним людей, не занятых на ремонте.
На каждую выработку составляется документ (паспорт), который представляет собой журнал, содержащий все данные о ремонте выработки, объемах и времени выполнения.
Паспорт ремонта состоит из пояснительной записки и графической части.
В пояснительной записке указывают виды нарушений, подлежащих ремонту, причины их вызвавшие, описывают организацию труда и вопросы техники безопасности, приводят расчет трудоемкости и стоимостных показателей выполняемых работ. Особо выделяют мероприятия, направленные на предупреждение развития нарушений крепи и породных обнажений в период выполнения ремонта. Указываются меры контроля. При необходимости выпуска породы и образования пустот обосновывают порядок работ, выполняемых при этом.

В графической части показывают сечение и разрез проектной выработки и указывают основные размеры и особенности применяемой крепи. Обязательно показывают характер нарушенности крепи и породных обнажений с размерами смещений и прогибов крепи, трещин, вывалов и пр. В графической части необходимо показать усиления отдельных элементов ремонтируемого участка и смежных с ним. В графической части должны быть представлены график организации работ и основные технико – экономические показатели.
Паспорт ремонта согласовывают и утверждают в установленном порядке. Все лица, занятые на этих работах должны быть ознакомлены с паспортом под роспись.
После выполнения ремонтных работ паспорт ремонта сохраняют как приложение к паспорту данной выработки.

Восстановление горных выработок.

Восстановление выработок производят после завалов, происшедших по разным причинам. Перед тем как начать работу по разборке завала, необходимо установить его размеры и на границе завала отремонтировать или усилить крепь, для того, чтобы не допустить его дальнейшего распространения. Применяют два способа восстановления выработок: с выпуском породы из зоны завала и без выпуска.

Схема восстановления выработок
Схема восстановления выработок

В местах заколов в кровле установить дополнительные стойки или распорки
(Рис а) 1, в сводах выложить деревянные костры 2.
Работы по выпуску породы осуществляют под защитой крепи (Рис б), состоящей из бревен длиной 3-5м, уложенных одними концами на ранее установленную крепь, а другими - на обрушенную породу. Применяют также передвижные щиты – платформы (Рис10-2в), состоящие из тележки 1, ручной лебедки 2, предохранительного перекрытия 3, четырех гидравлических стоек 4 и перегружателя 5. По мере уборки породы и установки крепи щит- платформу передвигают.
При высоте свода обрушения до 2м выкладывают деревянные костры, при 2-5м устанавливают распорную многоярусную крепь, при большей высоте – укладывают 3-5 рядов накатника из бревен с насыпкой сверху породы (1-1,5м).
Восстановление выработки с выпуском породы применяют при завалах длиной до 50м. Если завалы более обширные – целесообразно пройти новую выработку.
Восстановление выработок без выпуска породы применяют при завалах большой протяженности и значительной высоты. Обрушенную породу вынимают только в пределах сечения выработки, а остальную породу удерживают, применяя забивную крепь или проходческие щиты.
При возведении забивной крепи (Рис г,д) у забоя устанавливают раму 1, оставляя зазор между верхняком и кровлей, в который забивают клинья 3. когда клинья будут забиты на половину своей длинны , устанавливают промежуточную раму 2, которая служит опорой для кольев. После этого колья забивают на всю длину. Затем под защитой кольев убирают породу. После уборки породы заводят вспомогательный верхняк 4, под который снова устанавливают раму на той высоте, что и раму 1. В промежуток между её верхняком и верхняком 4 забивают колья на половину их длины, устанавливают новую промежуточную раму и т.д.
Вместо деревянных кольев могут использоваться металлические клинья.
Для восстановления выработки составляется паспорт (проект) восстановления выработки, который должен быть подготовлен и утвержден за 5 дней до начала восстановительных работ. В паспорте обязательно предусматривают мероприятия, направленные на предупреждение развитие деформаций при ведении работ по разбору завала ( восстановлению выработки). Все лица, которые будут заняты на восстановительных работах, должны быть ознакомлены с паспортом работ и готовить необходимые материалы и оборудование для проведения восстановительных работ.

Погашение выработок.

Погашение выработок – ликвидация горных выработок надобность в которых полностью отпала. Ликвидируемые выработки должны быть изолированы от действующих, а оборудование, крепь, рельсы, трубы – демонтированы для повторного использования, если это экономически целесообразно. Извлечение крепи является сложной и опасной операцией, так как возможно обрушение пород. Поэтому допускается извлечение крепи только механизированным способом с безопасного расстояния и в присутствии лица технического надзора. Применяются специальные машины МИК-2М, МИК-3, КИМ, МРА-1; различные лебедки, которые устанавливаются на расстоянии не менее 8м от участка погашения. В выработках с углом наклона от 15 – 30 градусов извлекать крепь разрешается только снизу вверх, а свыше 30 градусов крепь не извлекают.
Устья выработок изолируют перемычками.
Погашение выработок проводится по специальному паспорту, который составляют и утверждают в установленном порядке. Он предусматривает: средства механизации, организацию работ, безопасное их ведение, контроль за выполнением работ, необходимые мероприятия по предупреждению обрушений и самопроизвольного погашения выработок.
Все работы по погашению выработки ведутся в присутствии лица технического надзора.


Количество показов: 31532
rating:  2.42
Автор:  Смолин А.В.

Возврат к списку


Интересные статьи

ТПГВ Список использованной литературы
Список литературы, использованный для подготовки материалов по теме на сайте

ТПГВ 11.Особые условия проведения горных выработок
В настоящее время анкерное крепление является доминирующим креплением  горных выработок не только на шахтах Кузбасса, но и в целом  по угольной промышленности Р...

ТПГВ 10.Ремонт, восстановление и погашение выработок
Ремонтом горной выработки называют работы по исправлению деформированной крепи, расширение сечения выработки, исправление профиля пути и его параметров, исправление водоотливной ка...

ТПГВ 9.Организация проходческих работ
Важнейшим условием повышения эффективности и технического уровня  горнопроходческих работ на угольных шахтах является решение  всего комплекса  этих р...

Фото дня